Первый вице-президент РАСПП Маргарита ФЕДОТОВА ответила на вопросы федерального общественно-политического журнала «Регионы России: национальные приоритеты» и Интернет-портала «Регионы России», в связи с началом работы Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума: – Регионы Дальнего Востока России представили на Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме...
МАРГАРИТА ФЕДОТОВА: НЕОБХОДИМА ЯСНАЯ СХЕМА, КАК БУДУТ РАБОТАТЬ СРЕДСТВА, ВЛОЖЕННЫЕ В ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
Азиатские инвесторы уже сейчас готовы вкладываться в Дальневосточный федеральный округ, – считает 1-й Вице-президент Русско-Азиатского Союза Промышленников и Предпринимателей Маргарита Федотова. – Но инвесторы не видят схемы того, как вложенные средства будут работать, как они будут защищены, – отмечает эксперт в комментарии «Регионам России». Проблемам развития территории ДФО посвящен Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, который открылся во Владивостоке 27 января.
– Регионы Дальнего Востока России представили на Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме более 30 инвестпроектов. Как Вы оцениваете современную социально-экономическую ситуацию в регионах Дальневосточного федерального округа и их инвестиционную привлекательность? Какие сферы экономики требуют наиболее серьезного финансирования?
- Инвестиционная привлекательность «Тихоокеанской России» (это словосочетание становится всё более популярным) не требует лишней рекламы: достаточно взглянуть на карту и экономические выгоды этого региона будут очевидны для каждого. При этом ситуация до сих пор не двигается дальше теоретического обсуждения, ведь Россия уже давно должна была бы укрепиться в АТР на практике.
Для того чтобы это произошло, следует принципиально изменить схему рассмотрения проектов в данной сфере, до сих пор всему мешает бюрократизм. Из-за этого любой, даже самый лучший проект может просто не дойти до подробного рассмотрения тем или иным чиновником. Не говоря уже о финансовых средствах, выделенных на развитие ДФО, которые – как следует из соответствующих заявлений Президента РФ Владимира Путина по данной проблеме – так и не начали работать в полную силу, хотя для этого и было создано особое профильное министерство.
Восточное побережье России – огромный природный, естественный порт, если хотите портал, который может пропускать через себя миллиарды тонн грузов, напрямую связывая Восток с потребителями Запада. Однако прибрежная полоса ДФО до сих пор не покрыта, не насыщена нужной инфраструктурой, за исключением единичных причалов, которые были там всегда. Из-за этого порой возникает сюрреалистическая картина: приходится возить из Китая в Россию тот же чугун через Африку, через Мыс Доброй Надежды. С такой экономикой мы никуда не уедем. А ведь о проекте соединения Востока и Запада через территорию России говорится уже давно. Но реализация проекта построения «Шелковой магистрали» ещё за горами. Хотя об инвестиционной привлекательности этого проекта известно и по учебникам истории.
Чтобы инвестпроекты в ДФО заработали на всю мощь, необходимо, прежде всего, привлечь сюда российских граждан. Когда россияне начнут ехать, в массовом порядке, не в европейскую часть страны, а в азиатскую, не в Москву, а во Владивосток (восточную столицу России), тогда все проблемы будут решены автоматически. Для этого надо вести более широкую информационную кампанию, одних формальных инвестпроектов здесь будет недостаточно.
Кроме экономической и социальной составляющей, следует более внимательно посмотреть и на качество здешней земли, на возможности выращивания здесь тех или иных зерновых, на радикальное усиление животноводства – для такого рывка в ДФО есть все необходимые предпосылки. Эксперты РАСПП не раз выступали на эту тему на соответствующих мероприятиях в Академии госслужбы при Президенте РФ. Под такие проекты можно привлекать не только российское население, но и широко использовать рабочую силу, мигрантов, из стран Азии, которые помогут возродить, рекультивировать чуть ли не всю восточную половину РФ, так как россиян для реализации такой задачи просто не хватит.
Другими словами, инвестпроекты в ДФО должны представлять собой широкий комплекс мер и подходов, и не только в финансово-экономической сфере, как это принято в последнее время.
– Чтобы поддержать инвестиционную привлекательность ДФО, парламентарии регионов разрабатывают законопроект «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона», где будут закреплены налоговые льготы для вновь создаваемых предприятий. Какие еще меры должны принять парламентарии, чтобы инвестиционные проекты по развитию Дальнего Востока успешно реализовались? Есть ли у Вас рецепты предупреждения возможных проблем в сфере инвестирования?
– Решение всех проблем в сфере инвестирования лежит в прямом подключении к проектам соответствующих российских общественных организаций, работающих в российско-азиатском контексте. Тандем из парламентариев, экономистов и, грубо говоря, умелых пропагандистов сделает своё дело. Сами по себе бизнесмены, как показывает практика, мало на что способны, если речь идёт о таких колоссальных стратегических задачах, как новое освоение Сибири и Дальнего Востока.
РАСПП приветствует разработку законов, направленных на создание стартового льготного режима для предприятий, создаваемых в восточной части страны. Однако мы знаем, что от принятия нужного и важного закона до реального усиления края – огромная, почти непреодолимая на практике дистанция.
Азиатские инвесторы уже сейчас готовы работать на территории ДФО, вкладываться в этот регион. Но для того, чтобы это произошло, они должны видеть перед собой простую и ясную схему того, как вложенные средства будут работать, как они будут ЗАЩИЩЕНЫ (!), какой из российских административных органов за что отвечает. Сегодня они этого не видят.
Банковская сфера и межбанковское взаимодействие так же, на сегодняшний день, не является совершенным отлаженным механизмом.
Азиатским банкам по понятным причинам просто не дают развиваться в России, ставя препоны, в том числе, и на законодательном уровне. Отсутствие, в частности, ОБЩЕЙ базы кредитных историй компаний не позволяет российским предпринимателям малого и среднего бизнеса получать кредиты в представительствах Азиатских банков в России. А ведь получение финансирования на более выгодных условиях, развитие бизнеса и отрасли в своем регионе, а также налогоотчисление в российский бюджет, всё это послужит только развитию экономики России. При этом сохранится взаимовыгодное сотрудничество с азиатским регионом.
РАСПП проводит на эту тему много конференций, семинаров, на которых китайские, вьетнамские и другие наши коллеги говорят на эту тему практически одно и то же. Коррупционная составляющая, о которой в последнее время много говорят, также не способствует активизации азиатских компаний в России.
России необходимо сформировать, для себя, новое, инвестиционно привлекательное лицо, с учётом всего вышесказанного.
* * *
http://www.gosrf.ru/experts/125/