20 мая по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина состоится визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Китай. Этот визит является знаковым во всех смыслах, так как предполагает начало нового этапа российско-китайских взаимоотношений, основанных на учёте реалий современного мира, которые касаются как России, так и Китая. Но главным моментом, на который обращают внимание все наблюдатели, является...
20 мая по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина состоится визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Китай. Этот визит является знаковым во всех смыслах, так как предполагает начало нового этапа российско-китайских взаимоотношений, основанных на учёте реалий современного мира, которые касаются как России, так и Китая. Но главным моментом, на который обращают внимание все наблюдатели, является начало стратегического поворота России на Восток, в Азию.
Как отметили эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) в ходе специальной дискуссии, проведённой Общественным Телевидением России накануне визита (http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_22576.html), у Путина появилась возможность «прорубить ворота» на большой Восток, после окончания почти 300-летнего этапа в целом прозападной ориентации России, когда Петром I было «прорублено окно» в Европу. Как известно, у орла, являющегося главным символом РФ, имеется две головы. Таким образом, настало время, когда орёл посмотрит теперь более пристальным взглядом в обратную сторону, на Азию. Российский маятник завершил свой естественный западный цикл и идёт на Восток.
РАСПП считает, что в ходе российско-китайских переговоров на высшем уровне должен быть обсуждён более широкий круг вопросов, чем проблемы энергетики, хотя и на предыдущих встречах РФ-КНР руководители обеих стран никогда не концентрировались исключительно на энергоносителях и поставках сырья, как кому-то представляется до сих пор. Однако современная геополитическая повестка дня требует принципиального расширения круга российско-китайских интересов, в том числе связанных с вопросами безопасности в Азии и АТР, так как имеются все признаки того, что Запад постарается нарушить интересы двух стран не только в своей «подведомственной» зоне мира, но и в восточной его части.
Буквально накануне было объявлено, что кабинет министров Японии готов предложить проект по изменению конституции, которая впервые с 1945 года, с момента окончания Второй мировой войны, может включить в себя статьи, кардинально меняющие суть вооружённой доктрины страны. Эксперты предполагают, что таким образом, и при поддержке США, Япония постарается получить механизм силового воздействия на своих азиатских соседей, и даже начать формирование чуть ли не военно-политического блока на огромном пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Не исключено, что недавний визит президента США Обамы был также связан с вопросами изменения системы безопасности в этой части мира.
Учитывая эти достаточно показательные события, руководство РАСПП надеется, что и встреча В. Путина с Си Цзиньпином станет знаковой, заблаговременно отвечая на возможные вызовы и угрозы в адрес двусторонних взаимоотношений. Россия и Китай ни в коей мере не собираются «дружить против кого-то», и пекинские эксперты поступают правильно, часто подчёркивая этот тезис. Мы должны создать такие совместные программы, которые были бы выгодны обеим странам, но, одновременно, оказывали позитивное влияние и на весь мир.
Практика показывает, что одних только проектов в сфере экономики, культурно-гуманитарного сотрудничества, туризма и молодёжных обменов сегодня недостаточно. Россия и Китай должны зафиксировать своё отношение к очевидным проявлениям дестабилизации, наблюдаемым в мире.
Общеизвестно, что политика естественным образом задаёт и экономический вектор, в отличие от либерального тезиса о том, что экономика ни в коей мере не зависит от политической составляющей государства, и работает как бы сама по себе. Только в том случае, когда Россия и Китай найдут совместную политическую формулу, отвечающую требованиям времени, они смогут кардинально усилить и двустороннее торгово-экономическое партнёрство. Так как 100 млрд долларов товарооборота – далеко не предел наших желаний и возможностей.
Надеемся на знаковые итоги встречи лидеров двух великих держав, влияющих на судьбу мира.
Виталий Монкевич,
Вице-президент РАСПП