Уже сообщалось, что по прогнозам Минпромторга РФ к концу текущего года российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество достигнет уровня в $20 млрд долл. Эти планы опираются не только на ресурсы основных монополий, но – практически впервые – на потенциал малого и среднего бизнеса, который начинает играть в двусторонних отношениях всё более активную роль...
Уже сообщалось, что по прогнозам Минпромторга РФ к концу текущего года российско-индийское торгово-экономическое сотрудничество достигнет уровня в $20 млрд долл. Эти планы опираются не только на ресурсы основных монополий, но – практически впервые – на потенциал малого и среднего бизнеса, который начинает играть в двусторонних отношениях всё более активную роль.
Резервы МСП как одного из классических «моторов торговли» вводятся в действие, так как уровень торговли по линии Россия-Индия за последние годы в целом выглядит неровно. Так, по статистике ФТС России, в позапрошлом году товарооборот между двумя странами упал, по сравнению с 2012 годом примерно на 25%.
Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП) регулярно и в самых разных формах (статьи в СМИ, деловые завтраки, семинары и т.д.) знакомит своих коллег с особенностями работы на китайском направлении. Своя особая специфика имеется и при работе с индийскими партнёрами, которую необходимо знать, внимательно изучать, чтобы получить искомый результат и соответствующую прибыль.
Это важно знать с учётом того, что новое правительство Индии, во главе с премьер-министром Нарендрой Моди, одним из важнейших направлений деятельности считает установление прочных партнёрских бизнес-связей по всему миру, чтобы помочь развитию экономики собственной страны. В первую очередь это относится к России, являющейся приоритетом в данном ряду. В аппарате правящей Bharatyia Janata Party создано специальное подразделение, которое занимается вопросами практической интеграции между индийским и российским бизнес-сообществом, и с которым у РАСПП установились прочные рабочие связи.
Российские представители малого и среднего бизнеса всё чаще обращаются к нам, с просьбой помочь наладить деловые контакты с поставщиками и производителями в Индии. Многие из них уже нашли свои ниши.
Общей особенностью при работе с индийскими, как и китайскими партнёрами, следует считать необходимость личного знакомства с местным поставщиком (производителем), присутствие представителя или доверенного лица российской компании при отборе товара, проверке его качества и так далее.
Абсолютно нелишним является знание местных особенностей, языка. Зачастую хорошее знание английского, которым владеют многие индусы, не может стать гарантией от того, чтобы проникнуть в специфику национального законодательства, тем более в особенности заключения конкретных договоров. Не следует забывать и о том, что Индия это страна, преимущественно работающая на прецедентном праве, что при разрешении конфликтов между российскими и индийскими партнёрами проявляется наиболее отчётливо.
Отдельным форматом торгово-экономического сотрудничества с Индией следует считать электронную торговлю, которая в последние годы развивается наиболее активно. Одним из практических толчков к появлению новых электронных площадок стал, в частности, международный экспертный семинар БРИКС, организованный в России как председателе этой организации в апреле текущего года.
Однако все перечисленные проблемы, как и целый ряд других, выглядят проще, если российские предприниматели опираются на опыт таких интеграционных организаций как РАСПП, знакомых со всем комплексом особенностей двусторонней работы, опирающихся на ведущие организации индийского бизнеса, действующие на территории РФ (такие как ИБА и др.).
Практика показывает, что российские бизнесмены, бросающиеся в «индийский океан» без нужных знаний и подготовки, зачастую сталкиваются с тем, что индийские поставщики практически никогда не поставляют товар в точном соответствии с контрактом. Это касается самых разных товарных групп, в том числе одежды, косметики и т.д.
Это происходит не потому, что индийские партнёры безответственны, недисциплинированны или даже опасны. Главная проблема в том, что российский заказчик и индийский поставщик изначально неправильно поняли друг друга, не уточнили важных деталей, что называется, «на берегу». Если же «концы» проблемы найдены и в итоге стороны согласились с сутью проблемы, сразу же возникает ряд других вопросов: скорости реагирования, возврата средств.
Давайте будем работать с Индией в более активном режиме, но при этом тщательно учтём особенности, сопровождающие этот двусторонний процесс. Тем самым, мы окажем большую услугу не только двум нашим странам, но и самим себе.
Виталий Монкевич,
президент РАСПП