8 (495)136-9992
8 (800)700-2738

Обзор китайских соцсетей и мессенджеров: история создания и особенности развития QQ и WeChat.

26.07.2018

QQ и QZone

Мессенджер QQ изначально создавался как аналог ICQ с очень похожим механизмом работы. Схема монетизации распространенная, сервис зарабатывает на специальных сервисах для пользователей, например, VIP-статус, подсвечивание аватаров и другие. В начале нулевых в сервисе пытались внедрить регистрацию за деньги, однако количество пользователей резко упало и от этого отказались.

QZone, стартовав в 2005 г., получился довольно точной копией MySpace, где можно размещать фото или вести ежедневные записи. После этого к нему присоединились профили приложения QQ, таким образом сформировав что-то вроде соцсети. Основная разница — все пользователи в списке QQ приватные, поэтому в QZone также: количество контактов короче списка друзей, общие друзья отсутствуют. Теперь данное приложение полностью вошло в мультимессенджер QQ.

2010 год ознаменовался стартом специального проекта QQ International это по сути урезанный вариант мессенджера без игровых приложений, однако с возможностью машинного перевода чатов для коммуникации с друзьями из Китая. Однако вопреки очевидной востребованности идеи большого успеха она не добилась.

QQ в настоящее время существует в виде этакого мультимессенджера с поддержкой игровых платформ. Количество пользователей колоссально, однако снижается: ежемесячно около — 806 миллионов приходится на QQ (меньше на 6 процентов за год) и 560 миллионов у QZone (снижение на 11% за год).

1525722970_wechat.jpg

 WeChat

Всемирно известное в теперь приложение ранее создавалось как клон WhatsApp: mobile-first – платформа, которая привязана к номеру Вашего сотового оператора. В наличии лента фотографий от друзей - Moments. Рекламные сообщения появляются в списке изображений, но очень не часто, буквально пару месяцев назад количество баннеров стало равняться двум в день для каждого аккаунта, поэтому рекламный потенциал еще не использован даже на 10 процентов.
Особое место в мессенджере занимает так называемый WeChat Wallet: в него встроено 15 различных приложений, таких как Didi (сервис такси), Mobike (аренда скутеров и мотоциклов), Meituan (заказ столиков в кафе) и другие.

Также существуют аккаунты, имеющие официальный статус. Называются соответственно subscription, а также service. Один тип работает как агрегатор новостей, их можно сравнить с подпиской на группу в vk.com: но есть и различия — максимальное количество сообщений ограничено, не более одного за один день. Все посты данных групп компонуются в отдельный список-ленту.

Сервисные аккаунты представляют собой примерный аналог ботов в Телеграмм, используемых для различных нужд: например, узнать количество денег на счету телефона, решить вопрос с оператором мобильной связи, пройти регистрацию на рейс, занять место в очереди в госучреждение и других. Сервис-аккаунты находятся в том же списке, где и обычные аккаунты, однако рассылать сообщения имеют возможность максимум 4 раза за календарный месяц. Также существуют корпоративные (enterprise) аккаунты, которые создавались для подписок сотрудников этих корпораций, однако это достаточно редкая ситуация.

В 2017 году WeChat анонсировал внутренний агрегатор мини-приложений. Они существенно отличаются от Google и Apple-программ, так как ограничены в размере до двух мегабайт. Однако они не требуют установки, а аккаунт по умолчанию имеет возможность пользоваться оплатами, не вводя еще раз свои контактные данные для входа в приложение. Получается, что агрегатор может поспорить с Google за готовую систему мини-программ. По последним данным было выпущено около 600 тысяч приложений, общее количество пользователей в день — 200 миллионов.

В 2015 г. WeChat, стартовавший четырьмя годами ранее, оставил позади QQ по количеству пользователей мобильными приложениями. На данный момент количество пользователей в месяц перевалило за 1 млрд (это выше на 11% по сравнению с 2017 годом). Суммарное количество онлайн-пользователей в КНР при этом 770 миллионов, т.е. программу используют и за ее пределами.

Именно поэтому SMM в Китае и является одним из самых сложных, но между тем эффективных элементов продвижения компании или товара, выходящих на рынок Поднебесной.


Возврат к списку