Центр российско-китайских исследований массовых коммуникаций, журналистики и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова и Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП) провели встречу с официальной делегацией Государственного Комитета по развитию и реформам Китайской Народной Республики на тему: «Стратегия развития дальневосточных регионов России. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте этой стратегии»...
Центр российско-китайских исследований массовых коммуникаций, журналистики и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова и Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП) провели встречу с официальной делегацией Государственного Комитета по развитию и реформам Китайской Народной Республики на тему: «Стратегия развития дальневосточных регионов России. Российско-китайское экономическое сотрудничество в контексте этой стратегии».
На мероприятии выступили: Е.Б. Зайцев (руководитель Центра российско-китайских исследований МГУ), М.А. Федотова (первый вице-президент РАСПП), Го Биньчэнь (заместитель директора Комитета по развитию и реформам автономного района Нинся), Г.П. Трофимчук (ведущий эксперт Департамента политического консалтинга РАСПП).
Руководитель китайской делегации г-н Го, в частности, отметил, что участники группы очень рады такой важной встрече в стенах знаменитого Московского государственного университета, в рамках которой планируется обсудить очень важные вопросы. Китайская делегация составлена с таким учётом, чтобы в ней были представлены специалисты из многих областей КНР. Одна из главных целей прибытия в Москву – научиться российскому опыту развития Дальнего Востока.
Г-н Го подчеркнул, что в составе делегации имеются представители как более развитых, так и менее развитых, в экономическом плане, провинций Китая, что предполагает изучение важного опыта российских коллег, с целью ускорения развития отдельных китайских регионов. Делегация уже посетила такие города как Воронеж и Санкт-Петербург, и сегодня хотела бы глубже изучить поставленный вопрос с академической точки зрения.
Тезисы выступления Первого вице-президента Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей М.А. ФЕДОТОВОЙ:
1. Стратегия развития дальневосточного региона имеет для Российской Федерации приоритетное значение. Для реализации этих целей около года назад в составе Правительства РФ создан специальный департамент – Министерство по развитию Сибири и Дальнего Востока (Минвостокразвития), возглавляемое Виктором Ишаевым. Кроме того, действует созданная ранее Госкорпорация по развитию Дальнего Востока. Наличие этих структур, которые не дублируют друг друга, а решают свои конкретные задачи, подтверждает серьезность намерений российского руководства в деле кардинального подъема восточной части страны.
Одна из проблем состоит в том, что Минвостокразвития не получило нужного авторитета, хотя разработало целый пакет проектов, касающихся ДВ. (Одним из последних является «Прогноз развития природно-ресурсного комплекса ДФО до 2016 года», основанный на бюджетном послании президента РФ на ближайшие три года и целевых показателях госпрограммы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».)
2. Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей принимает в этих процессах непосредственное участие, в том числе разрабатывая и предлагая проекты для Минвостокразвития, с учетом той, во многом заслуженной, критики, которую в последнее вызывает деятельность данного ведомства со стороны президента В.В. Путина. Так, очередное совещание с участием президента РФ состоялось 16 июля текущего года, на котором рассматривался вопрос о социально-экономическом развитии Сахалинской области – одной из ключевых частей российского Дальнего Востока. На этом совещании президент раскритиковал чиновников за невыполнение декабрьских (26.12.2012 г.) поручений по Дальнему Востоку, при этом отметив, что проблемы в регионе накапливались в течение как минимум ста лет, что говорит о том, насколько серьезным фронтом работы является поставленная задача.
3. В регионе имеются значительные проблемы в области инфраструктуры, транспортных коммуникаций, энергетической обеспеченности. В контексте этой стратегии российско-китайское экономическое сотрудничество могло бы сыграть свою значительную роль. Задача общественных предпринимательских объединений – таких как РАСПП – состоит в том, чтобы обеспечить не только развитие малого и среднего бизнеса в регионе, что является основой оживления и развития любой экономики, но и подготовить необходимую информационную почву для такого сотрудничества, сформировать позитивное общественное мнение среди российского населения Дальнего Востока.
Население региона, не будем закрывать на это глаза, во многих случаях до сих пор с подозрением относится к активизации большого китайского бизнеса в этой части России. И это несмотря на то, что стратегический характер российско-китайского партнерства выведен на новый уровень после встречи президента РФ В.В. Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
4. РАСПП проводит большую работу, направленную на создание нужной общественной атмосферы (в том числе через российско-китайский журнал «Россия и Китай», газету «Жэньминь Жибао он-лайн» и другие средства массовой информации), которая позволит открыть широкую дорогу бизнесу и инвестициям.
Однако этого недостаточно: в этом отношении нужна согласованность с китайской стороной, с ведущими китайскими СМИ и более высокая степень двусторонней активности, в том числе с участием китайского и российского телевидения. Считаем, что наша сегодняшняя встреча является важным практическим шагом на этом пути, в целях достижения конкретных соглашений.
5. Отмечаем, что если российско-китайское сотрудничество в огромном, по территории, регионе Дальнего Востока, не будет реализовано в полной мере, то негативной ситуацией в полной мере воспользуются глобальные оппоненты РФ и КНР, что отразится на будущем Азии и АТР в целом. В этом смысле РАСПП готов рассмотреть конкретные предложения со стороны Государственного Комитета по развитию и реформам КНР, чтобы эти планы нашли конкретное отражение в деле развития Дальнего Востока. Мы предлагаем заключить взаимное Соглашение о сотрудничестве, чтобы начать активную работу.
6. Структура профильных федеральных ведомств, занимающихся Дальним Востоком, не является окончательной и может быть скорректирована. Так, например, еще в середине 2012 года российские бизнесмены (РСПП) предлагали российскому руководству не создавать Госкорпорацию по развитию ДВ, а работать с уже существовавшими в регионе профильными экономическими институтами, в частности, с Фондом развития ДВ и Байкальского региона. Предприниматели предлагали отбирать частных партнеров для государства на конкурсе, а ценность инфраструктурных проектов определять тем, насколько они востребованы уже существующими производствами. По этой схеме финансировать проекты предлагалось бизнесу, а когда инфраструктура начнет реально работать, то государство будет поэтапно возвращать частным компаниям потраченные средства.
В качестве компенсации бизнес должны получать налоговые каникулы или иные виды льгот, в том числе упрощенные процедуры согласования документации, получения разрешений и прохождения всех видов экспертиз, в том числе экологической. Приведенный пример говорит о том, что процесс все еще находится в стадии своего развития, и наши сегодняшние договоренности также могут оказать на него позитивное влияние, но для этого, как уже сказано, нужна большая динамика, активность с китайской стороны. Мы могли бы организовать совместную конференцию по линии Комитета и РАСПП, чтобы провести в одном из ключевых регионов ДВ конференцию на эту тему, которая окажет на процесс нужное информационное влияние.
7. Руководство РАСПП активно сотрудничает с Центром российско-китайских исследований массовых коммуникаций, журналистики и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова, проведя только за последний год серию встреч с делегациями ведущих «мозговых центров» КНР. Считаем, что более активное использование как раз таких инструментов как массовые коммуникации, пресса и культура позволят стать локомотивом для реализации на Дальнем Востоке перспективных российско-китайских планов. Без такой предварительной работы бизнесу будет тяжело, он не сможет развивать свои проекты в полной мере.
По окончании основных выступлений представители РАСПП ответили на многочисленные вопросы членов китайской делегации, касающиеся экономической сферы российско-китайского взаимодействия.
Пресс-служба РАСПП,
Фото РАСПП